О роли сельского хозяйства в жизни и развитии края, проблемах в отрасли переработки сельхозпродукции и путях их решения рассказал генеральный директор АО «Мельник», Бедарев Александр Фёдорович.
- Сельское хозяйство – драйвер экономики Алтайского края
- Проблемы перерабатывающей отрасли сельского хозяйства
- Рост железнодорожных тарифов
- Развитие отрасли в странах ближнего зарубежья
- Отсутствие инвестиций для развития новых направлений
- Пути решения проблем сельского хозяйства в Алтайском крае
- Экспорт в Китай
- Станция «Барнаул» – точка отправления «Флекси-поездов»
- Сокращение сроков возврата НДС
- Снижение себестоимости продукции
Сельское хозяйство – драйвер экономики Алтайского края
Развитие сельского хозяйства приводит к мультипликативному развитию всех сопряжённых отраслей, играя огромную роль в увеличении рабочих мест в других отраслях экономики. 1 рабочее место на селе, образует 6 рабочих мест в промышленности, а для более высокого технического и технологического уровня АПК, количество рабочих мест, создаваемых в других отраслях, например в США достигает 15 человек. Таким образом, от уровня развития сельского хозяйства зависят практически все отрасли народного хозяйства, связанные с ним.
На базе сырья сельского хозяйства успешно работает пищевая и перерабатывающая промышленность края.
Сельское хозяйство края в рыночные годы сохранилось и развилось благодаря тому, что перерабатывающая промышленность смогла создать продукт с добавленной стоимостью, позволившей доминировать на рынках других регионов и за рубежом. Быстро оборачивая продукт с высокой добавленной стоимостью, переработка вкачивала миллиарды обратно в начало всего процесса, стимулируя всю экономику края.
Проблемы перерабатывающей отрасли сельского хозяйства
С 1997 года Алтайские мукомолы ежегодно наращивали производство муки, занимая 1 место, среди других регионов РФ. Оставляя для нужд края 250 тыс. тонн, остальное поставляли в Центральные районы РФ: Москву, Санкт-Петербург, Урал, Татарстан, Сибирь, Дальний Восток, экспортировали в Среднюю Азию, Афганистан, Монголию, Корею.
Однако, достигнув в 2013 году пика производства в 1,4 млн. тонн, объёмы производства и продаж начали падать, упав за 5 лет до 1 млн. тонн.
Рост железнодорожных тарифов
Основная причина спада — непомерно выросшие железнодорожные тарифы и «Платоны», достигающие 20-30 % в цене продукции.
На местном и федеральном уровне мукомолы вместе с губернатором неоднократно поднимали вопрос о создании внятной транспортной политики России, глубокой дифференциации тарифов, для создания равноконкурентных условий для всех участников рынка. Добивались отдельных преференций, однако принципиально решить проблему не могли.
Развитие отрасли в странах ближнего зарубежья
Казахстан, проинвестировав развитие собственной переработки и поставив препятствия для нашей продукции, следующей по казахским железным дорогам, захватил рынок Средней Азии.
Российская поддержка Монголии семенами и сельхозтехникой привела к тому, что они уже третий год, производя 300 тыс. тонн зерна, обходятся без алтайской муки.
Отсутствие инвестиций для развития новых направлений
Есть другие направления развития, такие как глубокая переработка зерна с производством дорогих продуктов; ксилита, сорбита, сухой клейковины, этилового спирта, моторного топлива, кормовых дрожжей. Но для этого нужны огромные инвестиции. К тому же, рынок Сибири и Дальний Восток, малый и слабо платёжный, а сбыт в центральную Россию, вновь упирается в высокие железнодорожные тарифы.
Из других причин — устойчивое сокращение народонаселения, потребителей нашей продукции в Сибири и Дальнем Востоке.
С падением объёмов производства и продаж муки и круп, сокращаются объёмы гарантированных закупок зерна у крестьян, а значит его доходная часть и, соответственно, развитие сопряжённых с АПК промышленных предприятий.
Пути решения проблем сельского хозяйства в Алтайском крае
Экспорт в Китай
Есть ещё одно направление — экспорт в Китай. В страну, которая переходит на европейскую кухню, желая кушать пшеничный хлеб. Но и здесь без снижения в первую очередь транспортных тарифов успеха не добиться. Необходимо увеличение компенсаций затрат на железнодорожные перевозки в Китай до 50 %. Сегодня компенсация действует, но мало.
Станция «Барнаул» – точка отправления «Флекси-поездов»
Надо, чтобы Российский Экспортный Центр сделал станцию «Барнаул» точкой регулярных ежемесячных отправлений контейнерных «флекси-поездов» в Китай (такие поезда со значительной скидкой тарифа уже ходят до провинции Сычуань из Московской, Калужской области и Кубани).
Тогда туда пойдёт и продовольствие, и фармацевтика, и продукция наших машиностроительных предприятий.
Сокращение сроков возврата НДС
Необходимо сокращение экспортёрам сроков возврата НДС до 3-х месяцев вместо 9-ти и правительственное лобби на переговорах с Китаем на снижение ввозной пошлины до 20 %, увеличении квот на импорт продукции из России.
Снижение себестоимости продукции
Удалённостью от нулевого экономического центра, при высоких тарифах, суровым климатом, нас априори поставили в неравные условия с коллегами по бизнесу, находящимися в Европе.
Если мы хотим развития промышленности и сохранения народонаселения Сибири и Алтая, правительству необходимо продумать механизм компенсирования бизнесу выплаты районного коэффициента. 15 % на 1 работника – 40 000 руб. в год, помножим на 50 000 работников промышленности — получаем 2 млрд. руб. Это очень весомо сказывается на себестоимости продукции.
Так же позволит снизить себестоимости корректировка работы надзирательных государственных органов. Сегодня слишком много надзирателей над работодателем и с каждым годом их и новых ограничений/требований становится всё больше. Всё больше норм и ниже планка, после которой следует уголовная ответственность. Они буквально опутывают бизнес. На удовлетворение запросов и проверки приходится держать 2 штата экономистов и бухгалтеров.
Хочется, чтобы министерство экономического развития и министерство финансов Алтая решило эту проблему.
Материал основан на докладе генерального директора АО «Мельник», Бедарева Александра Фёдоровича. Доклад прозвучал 22.10.2019 на Отчётно-выборном собрании Союза промышленников Алтайского края.