ИНФОРМАЦИЯ
о наиболее актуальных вопросах развития сектора малого и среднего предпринимательства Алтайского края
Налоги и платежи.
Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 № 1083-р, предполагается внедрение возможности для индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, уплаты налога и страховых взносов по принципу «одного окна». Также предполагается смягчение фискальной нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства в связи с необходимостью уплаты страховых платежей в государственные внебюджетные фонды. Пунктом 32 Плана мероприятий («Дорожной карты») по реализации Стратегии предусмотрена разработка дополнительных механизмов обеспечения стабильных условий («неухудшения условий») реализации инвестиционных проектов малыми и средними предприятиями.
В 2015 году в Алтайском крае в значительной степени изменен региональный закон о патентной системе налогообложения, в котором существенно расширен перечень видов экономической деятельности, в отношении которых может применяться данный режим налогообложения (до 96 позиций), и применен механизм дифференцированного подхода к определению стоимости патента в зависимости от вида хозяйственной деятельности, места его осуществления и количества наемных работников. Также значительно снижен размер потенциально возможного годового дохода по ряду экономически важных и социально значимых видов хозяйственной деятельности.
В 2016 году Алтайским краевым Законодательным Собранием принят закон Алтайского края «Об установлении налоговой ставки 0 процентов для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения на территории Алтайского края». Согласно указанному закону нулевая ставка налогообложения действует для впервые зарегистрированных предпринимателей, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере оказания бытовых услуг населению.
Кроме того, в ходе заседания Общественного совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Губернаторе Алтайского края (далее -«Общественный совет»), состоявшегося 12.07.2016, главам администраций муниципальных районов и городских округов рекомендовано:
проанализировать и скорректировать систему показателей, используемых для расчета коэффициента К2 при определении суммы единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в целях стимулирования развития бизнеса по приоритетным для территории видам деятельности;
информировать население и бизнес-сообщество, в том числе на уровне сельских советов, о налоговых механизмах стимулирования предпринимательских инициатив, в том числе при использовании патентной системы налогообложения и «налоговых каникул».
Контрольно—надзорная деятельность.
С 2015 года в Российской Федерации ведется работа по комплексному реформированию системы контрольно-надзорной деятельности. Установлен режим «надзорных каникул», что за год позволило снизить объем плановых проверок малого бизнеса примерно на 20% от общего количества. В апреле 2016 года утверждена «дорожная карта» по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности на 2016-2017 годы, подготовленная Минэкономразвития России. Ключевой идеей документа стал переход органов контроля на риск-ориентированный подход, согласно которому органы надзора будут определять форму, продолжительность и периодичность проверок компании исходя из ее категории риска либо класса опасности, что позволит органам контроля концентрировать больше своих ресурсов на проверку хозяйствующих субъектов, имеющих повышенные риски, и при этом уделять меньше внимания субъектам бизнеса с низкими рисками нарушения обязательных требований, с низкой опасностью негативных последствий, если такие обязательные требования будут нарушены (требования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — «Федеральный закон») о применении риск-ориентированного подхода при организации государственного надзора вступают в силу с 01.01.2018).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 № 415 информация о всех проверках, результатах и принятых мерах вносится в единый реестр проверок, размещенный на специализированном сайте в сети Интернет (www.proverki.gov.ru) в форме открытых данных.
В федеральном законодательстве закреплено право юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки привлекать Уполномоченного по защите прав предпринимателей.
Федеральным законом от 03.07.2016 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации введена статья 4.1.1, в соответствии с которой за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, предусмотрена замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением.
С июля 2017 года будет исключено применение в ходе контрольных мероприятий актов исполнительных органов СССР и РСФСР. Также среди новаций — введение практики «проверочных листов», механизма предварительной проверки обращений, являющихся основанием для проведения внеплановых проверок. Особое внимание уделяется профилактике нарушений — разъяснению требований контролеров.
Следует отметить, что деятельность 23 органов контроля (налоговые органы, Росреестр, ФАС и др.) не попадает под действие Федерального закона, вследствие чего проводимые ими внеплановые проверки не согласовываются с органами прокуратуры (под надзор прокуратуры попадает лишь 3% внеплановых проверок). Президентом страны В.В. Путиным в июле 2016 года дано по-
ручение о подготовке предложений по расширению действия Федерального закона в части дополнительных возможностей органов прокуратуры по ограничению внеплановых проверок.
На территории края органами контроля и надзора также продолжается планомерная работа по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности, приоритетом которой является внедрение новых форм и методов, направленных на снижение административной нагрузки на бизнес. Указанная проблематика будет рассмотрена в ходе Открытого форуме под председательством прокурора Алтайского края Хорошева Я.Е. в октябре текущего года, а также на заседании межведомственной комиссии Администрации края по устранению административных барьеров в развитии предпринимательства под руководством первого заместителя Губернатора Алтайского края Локтева С.А.
Разрешительная деятельность.
Постановлением Администрации Алтайского края от 30.01.2014 № 34 утверждена «дорожная карта» «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства в Алтайском крае». В указанной «дорожной карте» предусмотрены мероприятия:
— сокращение количества временных и финансовых затрат на прохождение процедур, связанных с реализацией инвестиционно-строительных проектов;
— разработка документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территории;
— формирование реестра свободных земельных участков, обеспечение доступности информации о свободных земельных участках.
В рамках реализации мероприятий «дорожной карты» в 2015 году внесены изменения в закон Алтайского края от 29.12.2009 №120-ЗС «О градостроительной деятельности на территории Алтайского края» в части дополнения перечня случаев, не требующих получения разрешения на строительство, и включает объекты газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также сооружения связи, на которые не требуется получение разрешения на строительство.
Также постановлением Администрации Алтайского края от 02.07.2015 № 266 утвержден Порядок размещения объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
По итогам реализации «дорожной карты» в 2015 году количество процедур, необходимых для получения разрешения на строительство эталонного объекта капитального строительства непроизводственного назначения и жилищного строительства, составило 15. Срок исполнения процедур для получения разрешений на строительство эталонного объекта жилищного строительства в 2015 году составил 130 дней.
Решением штаба по обеспечению безопасности электроснабжения в Алтайском крае от 19.11.2014 (с изменениями от 12.11.2015) утвержден план мероприятий («дорожная карта») «Повышение доступности энергетической инфраструктуры в Алтайском крае», в результате реализации которого:
внесено дополнение в закон Алтайского края от 29.12.2009 №120-ЗС «О градостроительной деятельности на территории Алтайского края» об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство, в части электроустановок до 20 кВт;
созданы открытые информационные ресурсы о наличии у потребителей электрической энергии свободных мощностей, доступных для перераспределения (сайты сетевых компаний);
введено оп-1те обслуживание потребителей, прием заявок от потребителей на технологическое присоединение объектов через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
По итогам реализации настоящего плана мероприятий в 2015 году предельный срок подключения потребителей (до 150 кВт) с даты заявки на технологическое присоединение до даты подписания акта о технологическом присоединении сокращен до 135 дней, до 4 этапов (процедур).
В настоящее время Главным управлением строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края прорабатывается вопрос о разработке региональной «дорожной карты» «Оптимизация процедур подключения к сетям газоснабжения». Для этих целей сформирована рабочая группа, в состав которой вошли представители АО «Газпром газораспределение Барнаул», АКГУП «Алтайские инженерные системы», ООО «Сиб-газэксплуатация», ФГБУ «ФКП Росреестра», ООО «Газпром межрегионгаз», Государственной инспекции Алтайского края, Алтайского краевого Законодательного Собрания, администрации г. Барнаула, Сибирского управления Росте-хнадзора.
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства.
Государственная политика содействия развитию малого и среднего предпринимательства строится на приоритетах адресной, прежде всего, финансово-кредитной поддержки субъектов предпринимательства. В первую очередь они обращены к эффективно-развивающимся предприятиям, социально-значимому и начинающему бизнесу, стратегия развития которых предусматривает повышение конкурентоспособности, качественных характеристик своей деятельности и роли в социально-экономическом развитии конкретных территорий края.
На сегодняшний день в регионе действует более 30 различных форм только финансово-кредитной поддержки, кроме того, предприятия края успешно пользуются механизмами, предлагаемыми федеральными институтами: АО «Корпорация МСП», АО «МСП-Банк», Фонд развития промышленности и др. Наиболее полную и актуальную информацию можно получить на главной странице официального сайта управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры (http://altsmb.ru/ ) в разделе «Актуально» — «Гос. поддержка».
Государственные закупки.
Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрен ряд положений, направленных на обеспечение участия малого бизнеса в государственных и муниципальных закупках. В частности, государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн. рублей.
Необходимо отметить, что в Алтайском крае в целях расширения участия малых компаний в закупках товаров (работ, услуг) такой объем увеличен до 30% совокупного годового объема.
В целях максимального информирования субъектов малого и среднего предпринимательства о правилах участия в закупках для государственных и муниципальных нужд, ограничениях такого участия, предъявляемых требованиях к участникам, а также особенностях соблюдения действующего законодательства о контрактной системе управлением Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуре совместно с Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края разработан и реализуется комплекс мероприятий по обучению в 2015-2016 годах представителей малого и среднего бизнеса региона законодательству о контрактной системе, включающий:
обучение в рамках реализации ведомственной целевой программы «Губернаторская программа подготовки профессиональных кадров для сферы малого и среднего предпринимательства Алтайского края в 2013-2016 годах» и Президентской программы подготовки управленческих кадров «Государственный план подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации» (в учебный процесс включены лекционные и практические занятия, посвященные контрактной системе в сфере закупок);
ежемесячные обучающие семинары (в том числе выездные) на базе КГБУ «Алтайский бизнес-инкубатор», МБУ «Бийский бизнес-инкубатор», Алтайской торгово-промышленной палаты и дистанционное обучение предпринимателей муниципальных районов и городских округов края посредством программного технологического комплекса.
В целях дальнейшего расширения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к государственным и муниципальным закупкам, а также к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием, Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края разработана соответствующая «дорожная карта». Основными мероприятиями являются:
внедрение практики проведения экспертизы технических заданий закупок заказчиков до их осуществления;
создание информационной системы «Портал поставщиков Алтайского края»;
разработка и совершенствование типовой закупочной документации, технических заданий на отдельные виды продукции, типовых условий контрактов
формирование и реализация программ «доращивания» поставщиков для выполнения заказов со стороны отдельных заказчиков;
совершенствование практики формирования совместных закупок.
Взаимодействие бизнеса и власти.
Основные площадки, в рамках которых предпринимательское сообщество может обсудить совместно с органами государственной власти и местного самоуправления наиболее актуальные вопросы своей деятельности:
Общественный совет по развитию малого и среднего предпринимательства при Губернаторе Алтайского края (тел.: (3852) 380568, e-mail: mvk501@yandex.ru
Межведомственная комиссия Администрации Алтайского края по устранению административных барьеров в развитии предпринимательства (тел.: (3852) 380568,: mvk501@yandex.ru
Конгресс предпринимательских объединений Алтайского края (тел.: (3852) 380568, , e-mail: mvk501@yandex.ru
Общественный совет при управлении Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры (тел.: (3852) 380567, e-mail dep@altsmb.ru
Общественный совет при Управлении ФНС по Алтайскому краю (тел.: (3852) 669678);
Общественно-консультативный совет при УФАС по Алтайскому краю (тел.: (3852) 2445 10);
Совещательный орган по вопросам, затрагивающим интересы малого и среднего предпринимательства, при Управлении Роспотребнадзора по Алтайскому краю (тел. (3852) 243239);
Общественный совет по защите малого и среднего бизнеса и межведомственная рабочая группа по защите прав предпринимателей при прокуратуре Алтайского края (тел.: (3852) 200611);
Экспертно-консультативный совет при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Алтайском крае (тел.: (3852) 369172, e-mail upred-sk@mail.ru
Общественная приемная Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Алтайском крае (тел.: (3852) 369172, e-mail upred-sk@mail.ru );
общественные советы по развитию малого и среднего предпринимательства при главах администраций муниципальных администраций
http://altsmb.ru/index.php/working/razvitie
За дополнительной информацией можно обращаться в управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, тел. (3852) 66-89-27,
e—mail slyusar@altsmb.ru (Слюсаръ Константин Сергеевич)