Уже минуло 5 лет, как ушел из жизни сибирский промышленник Каргополов Вадим Александрович генеральный директор ОАО «Барнаултрансмаш». Человек, который является примером для подражания, как образец преданности своему делу, своему краю, своей стране.
41 год с Барнаултрансмашем
Более сорока лет посвятил Вадим Александрович Барнаульскому заводу транспортного машиностроения, и по праву считал его родным. Свою трудовую биографию он начал мастером кузнечно-термического отделения и пройдя за 30 лет всю заводскую карьерную лестницу в 1990 году возглавил завод. С 2000 года Вадим Александрович председатель совета директоров открытого акционерного общества «Барнаултрансмаш».
Это был руководитель-созидатель. Возглавив предприятие , в разгар перестройки, когда экономика страны, в том числе промышленность, были практически на стадии разрушения, Вадим Каргаполов сумел не только сохранить завод, но и увеличить объемы производства.
Лихие 90-e
Чтобы лучше понять ситуацию и проблемы, вставшие перед руководителем завода, надо хотя бы кратко оживить в памяти обстановку в стране на тот момент. Новая эпоха знаменовалась, прежде всего, заменой плановой экономики на рыночную. С бешеной скоростью менялись законы и правила, рушились привычные межотраслевые отношения. Инфляция зашкаливала все мыслимые пределы. На смену денежным расчётам пришёл бартер. Возникший в стране хаос повалил с ног не одно предприятие.
Время начала девяностых прошлого столетия вошло в историю как «лихое». В этих условиях первому лицу завода надо было быть не просто специалистом, компетентным во многих сферах, блестящим организатором, но и отважным человеком, не побоявшимся взвалить на себя весь груз ответственности за судьбы заводчан.
Судьбоносные решения
Вадиму Александровичу пришлось с ходу принимать ряд судьбоносных для завода решений. Одно из важнейших – выбор формы собственности. Завод становится акционерным обществом.
Другим стратегически важным шагом начального периода директора В.А.Каргаполова стало принятие программы совершенствования внутризаводского хозрасчёта. В основу программы был положен принцип экономической заинтересованности коллективов. На базе крупных цехов создавались своеобразные бизнес-центры – самостоятельные предприятия, осуществлявшие полный цикл хозяйственно-финансовой деятельности, начиная с производства продукции, её сбыта, и заканчивая расчётами с партнёрами и финансовыми организациями. В головной завод они входили на правах дочерних предприятий.
Так была создана холдинговая компания «Барнаултрансмаш» с головным заводом и четырьмя дочерними предприятиями.
В практическом режиме хозрасчётные условия дали ощутимый результат; были вскрыты существенные резервы, ранее скрытые и не реализуемые. Опыт ХК «Барнаултрансмаш» по созданию эффективных бизнес-центров использовали многие предприятия; в части из них эта схема действует и поныне.
Новая продукция – рост прибыли
В связи с резким падением спроса на продукцию завода остро встал вопрос о создании новых, конкурентоспособных, востребованных рынком изделий. Вадим Александрович лично отслеживал и корректировал весь творческий процесс конструкторского отдела. Конструкторские достижения рассматривались, прежде всего, с точки зрения коммерческой выгоды. В этот период появилось новое направление по проектированию и постановке на производство дизеля малой размерности для автомобилей Тольяттинского завода.
Многое было сделано в вопросах модернизации серийной продукции, реализации и внедрения комплекса конструкторско-технологических мероприятий, направленных на повышение технико-экономических показателей дизелей типа Д6 и Д12 и дизель-генераторов на их базе. Освоено производство двигателей и дизель-генераторов мощностью 16, 20, 30, 60, 100 кВт.
В условиях глубокой конверсии производства, когда многие даже высокотехнологичные предприятия переходили на выпуск кастрюль и чайников, «Барнаултрансмаш» осваивал и ставил на производство двигатели УТД-23 для БМП-2 (боевая машина пехоты), и двигатели УТД-29 специального назначения, которые по своим техническим характеристикам и сегодня не уступают зарубежным аналогам, а по отдельным параметрам превосходят их. Продукция завода участвовала во многих международных выставках и получала награды. В 1995 году предприятию была вручена престижная международная награда «Золотой глобус».
Весь этот громадный комплекс работ значительно расширил коммерческие возможности производимой продукции. Своевременность и настойчивость при проведении комплекса мер позволили сохранить объём продаж на приемлемом уровне, объём «живых» денег в общем объёме продаж позволял своевременно выплачивать коллективу заработную плату.
Талант управленца
Своим вниманием Вадим Александрович охватывал практически все сферы деятельности производственного коллектива, начиная от совершенствования продукции, и заканчивая состоянием бытовых помещений. Мудрый и талантливый руководитель, он давал свободу действий своим заместителям и главным специалистам, доверял им и поощрял инициативу и предприимчивость. Те, в свою очередь, наблюдая какой пример в работе показывал сам директор, трудились на пределе своих сил и возможностей.
Создание промышленного союза
Высокий авторитет современного директора сохранялся за В.А.Каргаполовым все годы его директорства. Он первым на Алтае пришёл к выводу, что в новых условиях предприятиям не выжить поодиночке и был одним из инициаторов создания в крае Союза промышленников. И сразу же, активно поддержанный коллегами, возглавил первое правление этого Союза. Со свойственными ему компетентностью и напористостью Вадим Каргаполов сделал на этом посту много полезного для края, за что был награждён орденом «За заслуги перед Алтайским краем» II степени.
Завод, город, край…
В.А.Каргаполов ушёл с поста директора в начале нулевых годов, оставив после себя работоспособный коллектив первоклассных дизелестроителей. Производственный, технологический, конструкторский фундамент, который он сохранил и укрепил в 1990-е годы, помогает заводу наращивать и совершенствовать производство.
Высокий общественный вклад в дела города и края отмечен присвоением ему званий «Почётный гражданин города Барнаула» и «Почётный гражданин Алтайского края».
В памяти людей…
Вадим Александрович был прост, доступен и интересен в общении. Очень дорожил семьёй. С женой, Тамарой Дмитриевной, они были связаны семейными узами со студенческой скамьи и сохранили взаимную преданность до конца его дней.
Вадим Александрович Каргаполова из плеяды людей, которые оставляют память о себе своими делами, всей своей жизнью.