Интервью исполнительного директора Союза промышленников Алтайского края Виктора Мещерякова изданию «Свободный курс». Несмотря на неутешительные прогнозы, реальный сектор экономики региона выстоял перед всеми вызовами 2022 года. Более того, сработал в существенный плюс. В интервью он оценивает причины подъема в промышленности края, рассказывает об экспортно-импортном «повороте на Китай» и делает прогнозы относительно дальнейшего развития экономики региона.
Рост идет с 2009 года
— Этот год для всех был сложным, и все же производственные показатели растут. Можем мы говорить, что совершили какой-то подвиг?
— Я бы не назвал это подвигом, но в целом промышленность сработала положительно. Индекс промышленного производства составил 101,9%. Добыча полезных ископаемых — 98%, обрабатывающие производства — 101,9%, распределение электроэнергии, газа и воды — 107,9%.
Надо сказать, что и в пандемийные 2020−21 годы мы прирастали, индекс промпроизводства не падал ниже 100%. Несмотря на все вызовы, у нас идет стабильный рост с 2009 года. В 2021 году мы произвели товаров на 541 млрд рублей, в 2022-ом — уже на 630. Отчетливо видно, что мы растем хорошими темпами.
— Такой рост четко прогнозировали или были сомнения?
— Мы предполагали, что индекс будет близок к 100%. Были мысли, что он снизится,однако этого не произошло. Мы хорошо начали 2022 год, но в апреле началось падение и продолжалось до июля. Это, конечно, было шоковое состояние для всех. Потом потихоньку — по 0,2−0,3% — индекс начал подниматься, и к концу года мы имеем прирост.
Помощь правительства и производственная структура
— Что, на ваш взгляд, помогло предприятиям расти, несмотря ни на что?
— С одной стороны, оперативно работало федеральное правительство. Во всех министерствах были созданы горячие линии. В Минтрансе можно было быстро проконсультироваться по логистике, в Минпромторге — по закупкам, Российский экспортный центр мощно работал.
В этот сложный период губернатор Алтайского края Виктор Томенко подписал постановление правительства Алтайского края № 173 «Об утверждении Правил предоставления в 2022 году субсидий юридическим лицам на компенсацию затрат по уплате части банковской процентной ставки по кредитам на пополнение оборотных средств».
С другой стороны, нам помогла сама структура производства. 85% всей промышленности в Алтайском крае — это обрабатывающие производства и только 15 — все остальные. У нас нет ни одного вида экономической деятельности, которые сильно провалились в стране,например, металлургия и автомобилестроение.
Более того, наши заводы не занимались и комплектующими для таких предприятий,а значит, не потеряли рынки. Те, кому мы поставляли нашу продукцию, также устойчиво работают, так что спрос не упал. Получается, санкции, можно сказать, напрямую на нас не повлияли.
Наш, как мы говорим, «хит» — пищевая промышленность. В составе обрабатывающих производств она занимает более 35%. Спрос на продукты питания — мука, крупы, сахар и прочее — не падает никогда, в этом сегменте объем производства составил более 103%. Так исторически сложилось: Алтайский край — это житница России, зерно и хлеб — наше все.
Несмотря на препоны, в этом году вырос и экспорт, как раз по пищевой продукции. В целом внешнеторговый товарооборот Алтайского края по году прогнозируется с ростом к 2021-му. Да и пропорция в целом сохранится — экспорт превысит импорт. У нас работает и параллельный импорт. Минпромторг утвердил перечень товаров, которые можно будет ввозить по этим правилам. Наши производители этим пользуются.
Логистика сдерживает рост
— Как прошла для Алтайского края переориентация на другие рынки, когда закрытой оказалась Европа?
— Конечно, тяжело было с логистикой. И сейчас ситуация кардинально не изменилась. Мы не можем попасть ни в один европейский порт, с нами перестали сотрудничать судоходные компании. Между тем именно на судоходные перевозки приходится 80% всех грузоперевозок в мире. Нас это, конечно, здорово подкосило.
Логистика вся пошла в сторону наших экспортных друзей — Индии и Китая. В сторону Китая у нас только две железных дороги: очень сильно перегруженный Транссиб и БАМ — почти одноколейка. Казахстанская железная дорога, которая ведет в страны СНГ, Иран и Афганистан, — также не справляется с возросшими объемами, пропускная способность мала.
Нет никаких проблем с расчетами — юани, рубли — но все упирается именно в логистику. Это то, что существенно замедляет и сдерживает экспорт.
К-700 и плуг
— Насколько уверенно себя сейчас чувствует промышленность?
— Есть налаженные связи, есть рынки, но есть и некоторые вопросы. Мы все понимаем,что надо технологически развиваться. И в последние несколько лет мы покупали много импортного оборудования — в Германии, Японии, Италии. Около 20 млрд рублей тратили ежегодно на закупки в реальный сектор экономики.
Сейчас компонентов к этому оборудованию не достать. Мелкие детали еще можно в портфеле провезти, но с большими агрегатами непросто. Конечно, пока у нас ничего не остановилось, но через некоторое время это может стать проблемой.
В России налаживают и свое производство, но станкостроение у нас в сильном запустении, не быстро научимся делать хорошее оборудование. Пока мы перешли на китайское, оно дешевле. Опять же и здесь наблюдаются сложности с логистикой. Если раньше оборудование можно было получить за месяц, сейчас — три-четыре месяца. Еще и «потеряться» может по пути.
Так что выпуск продукции на наших предприятиях, конечно, не остановится,но технологическое развитие может замедлиться. Можно ведь пахать на К-700, а можно на лошади с плугом.
На внутреннем рынке
— Назовите предприятия, которые оказались наиболее эффективными в 2022 году?
— На слуху АЗПИ с топливной аппаратурой, который с 2019 года в два раза увеличил выручку. Еще в 2021 году выпускали около 10 тыс. комплектов, в 2022-ом — свыше 15 тыс. Потребность в них, на сегодняшний день, свыше 80 тыс., только для основного потребителя — КамАЗа. Так что сейчас производство масштабируют, закупают новое оборудование.
АЗПИ в пятерке мировых лидеров по топливной аппаратуре для дизельных двигателей,а в нашей стране — единственный производитель. Объем производства в денежном выражении составил 149% к уровню 2021 года.
Возьмем другое производство. Геофизический завод — 184% к уровню прошлого года,Алтайвитамины — 138%, «Меланжист Алтая» — 153%, АТИ — 120%. Барнаульский вагоноремонтный завод — 156,9%. Но надо заметить, что в этом росте выручки есть и доля увеличения цены на продукцию.
Однако, например у «Алтай-Кокса» снижение есть, хоть и небольшое — 92%. Я уже говорил, что объемы в металлургии сильно упали в целом по стране. Мы поставляем кокс для Новолипецкого металлургического комбината, который тоже снижает объемы производства.
Около 50% всей производимой в стране стали отправлялось на европейские рынки,которые теперь закрыты. Так что проблема большая. И за «Алтай-Кокс» мы беспокоимся,объемы производства могут снижаться.
В основном большинство крупных и средних предприятий в Алтайском крае по итогам 2022 года оказались в хорошем плюсе. Мы выигрываем еще и тем, что большая часть нашей продукции все-таки идет на внутренний рынок. Прогнозируемый экспорт промышленной продукции составит около 5% от объемов производства. И в сегодняшней ситуации это наш плюс.
— Дадим осторожные прогнозы на 2023 год?
— «Алтай-Кокс» занимает серьезную долю в общем объеме производства продукции в Алтайском крае. Если будет снижение объемов хотя бы на 10% — это может быть чувствительно. То же можно сказать про шинный завод, которому нужно еще два-три года на восстановление после пожара. Он третье место занимает по объему производства после «Алтай-Кокса» и «Алтайвагона».
Это проблема, когда на двух промышленных гигантах есть риск снижения объемов производства. Получается, что с помощью остальных мы должны перекрыть эти потери. Полагаю, это выполнимая задача.