ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
(информация за период с 11 по 27 сентября 2018г.)
- Законопроекты, рассмотренные Государственной Думой РФ:
- — в третьем чтении;
- — в первом чтении.
- Законопроекты, внесенные в Государственную Думу РФ.
- События.
- 1. Государственной Думой РФ рассмотрены следующие законопроекты:
- 1.1. Законопроекты, принятые в третьем чтении
- 1.2. Законопроекты, принятые в первом чтении
- 2. В Государственную Думу РФ внесены следующие законопроекты:
- 3. События
Законопроекты, рассмотренные Государственной Думой РФ:
— в третьем чтении;
— в первом чтении.
Законопроекты, внесенные в Государственную Думу РФ.
События.
1. Государственной Думой РФ рассмотрены следующие законопроекты:
1.1. Законопроекты, принятые в третьем чтении
Номер и наименование законопроекта | Субъект права законодательной
инициативы |
Краткое содержание |
217278-7 О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации (о порядке предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска работникам, имеющим трех и более детей) |
Депутаты Государственной Думы Т.В.Плетнева, О.Н.Смолин | Проектом федерального закона предлагается дополнить Трудовой кодекс Российской Федерации положением, в соответствии с которым работникам, имеющим 3-х и более детей в возрасте до 12 лет, предоставляется право на ежегодный оплачиваемый отпуск по их желанию в удобное для них время. |
544570-7 О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации (об установлении уголовной ответственности за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица по мотивам достижения им предпенсионного возраста) |
Президент Российской Федерации | Проектом федерального закона устанавливается уголовная ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу лица по мотивам достижения им предпенсионного возраста и за необоснованное увольнение с работы такого лица по тем же мотивам. За совершение указанного деяния предусматривается наказание в виде штрафа в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18-ти месяцев либо обязательных работ на срок до 360 часов.
При этом под предпенсионным возрастом предлагается понимать возрастной период продолжительностью до 5-ти лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. |
475641-7 О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (в части установления дополнительных требований к физическим и юридическим лицам, претендующим на получение аккредитации в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов) |
Правительство Российской Федерации | Проектом федерального закона устанавливается запрет на проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов):
— гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость; — гражданами, сведения о применении к которым взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включены в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия; — гражданами, осуществляющими деятельность в органах государственной власти и местного самоуправления, государственных органах и госкорпорациях, осуществляющих антикоррупционную экспертизу; — международными и иностранными организациями; — некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранных агентов. |
1001390-6 О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации (о предоставлении работникам времени для прохождения диспансеризации) |
Депутаты Государственной Думы А.К.Исаев, Н.Ф.Герасименко и др. | Проектом федерального закона предлагается закрепить в Трудовом кодексе Российской Федерации право работников на прохождение диспансеризации в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере охраны здоровья. Предусматривается, что в день прохождения диспансеризации работник по письменному заявлению освобождается от работы на время, соответствующее одному полному рабочему дню. При этом на время прохождения диспансеризации за работниками сохраняются место работы (должность) и средний заработок по месту работы.
Работники вправе будут получать освобождение от работы для прохождения диспансеризации не чаще, чем один раз в 3 года. |
489161-7 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий (в части повышения нормативного пенсионного возраста) |
Правительство Российской Федерации |
Проектом федерального закона предлагается:1) В отношении страховых пенсий:— поэтапное повышение (ежегодно на 1 год) возраста, по достижении которого граждане Российской Федерации имеют право на страховую пенсию по старости, – до 65 и 63 лет (соответственно мужчины и женщины) (действует – 60 и 55 лет);— предусмотреть, что лицам, имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 45 и 40 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться ранее указанного возраста на 24 месяца, но во всех случаях не ранее достижения возраста 60 лет мужчинами и 55 лет женщинами;— поэтапное повышение (ежегодно на 1 год) возраста для досрочного назначения страховой пенсии по старости тем категориям творческих работников, страховая пенсия по старости которым устанавливается по достижении ими соответствующего возраста, – до 58-63 лет (действует – 50-55 лет);— поэтапное увеличение на 8 лет (ежегодно на 1 год) срока назначения досрочной страховой пенсии по старости для педагогов, медработников и тех категорий творческих работников, которым страховая пенсия по старости устанавливается независимо от возраста (при этом требования к специальному стажу, необходимому для назначения таких пенсий, не изменяются);— поэтапное повышение (ежегодно на 1 год (а для государственных и муниципальных служащих – ежегодно на полгода)) возраста для досрочного назначения страховой пенсии по старости для лиц, проработавших не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющих страховой стаж не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, – до 60 и 58 лет (соответственно мужчины и женщины) (действует – 55 и 50 лет);2) В отношении пенсий по государственному пенсионному обеспечению: поэтапное повышение (ежегодно на 1 год) возраста, по достижении которого граждане Российской Федерации имеют право на социальную пенсию – по достижении ими 70 и 68 лет (соответственно мужчины и женщины) (действует – 65 и 60 лет), а для граждан из числа малочисленных народов Севера, постоянно проживающих в районах проживания малочисленных народов Севера, – по достижении ими 60 и 58 лет (соответственно мужчины и женщины) (действует – 55 и 50 лет). |
551394-7 О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации (в части ограничения сроков внесения изменений в законодательство о налогах и сборах и в законодательство, регулирующее бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) |
Правительство Российской Федерации | Проектом федерального закона предлагается приостановить до 1 января 2019 г. действие положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающих, что:
— федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты о внесении изменений, соответственно, в законодательство о налогах и сборах, в муниципальные правовые акты о местных налогах, а также законы или муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, приводящие к изменению доходов бюджетов бюджетной системы и вступающие в силу в очередном финансовом году и в плановом периоде, должны быть приняты не позднее одного месяца до дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период либо, соответственно, до внесения проекта закона субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и плановый период в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или до дня внесения в представительный орган муниципального образования проекта решения о местном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период); — федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие внесение изменений, соответственно, в законодательство о налогах и сборах, в нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования о налогах и сборах, принятые после дня внесения в Государственную Думу либо в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в представительный орган муниципального образования проекта соответствующего бюджета, и приводящие к изменению доходов (расходов) бюджетов бюджетной системы, должны содержать положения о вступлении в силу указанных законов либо нормативных правовых актов представительного органа муниципального образования не ранее 1 января года, следующего за очередным финансовым годом. |
1.2. Законопроекты, принятые в первом чтении
Номер и наименование законопроекта | Субъект права законодательной инициативы | Краткое содержание | Примечание |
511610-7 О внесении изменений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации (об изменении порядка налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг, оказываемых в международных аэропортах при международных воздушных перевозках) |
Правительство Российской Федерации | Проектом федерального закона предлагается:
— предусмотреть налоговую льготу в виде освобождения от НДС в отношении услуг по аэронавигационному обслуживанию полетов воздушных судов, реализуемых на территории Российской Федерации; — установить нулевую ставку НДС при реализации услуг, оказываемых при международных воздушных перевозках непосредственно в международных аэропортах Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации. |
Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по транспорту и транспорт-ной инфраструктуре |
512599-7 О внесении изменения в статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации (об освобождении от налогообложения налогом на добавленную стоимость работ, связанных с осуществлением перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и наземным электрическим транспортом) |
Правительство Российской Федерации | Проектом федерального закона предлагается освободить от обложения НДС работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам на основании государственного или муниципального контракта. | Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по транспорту и транспорт-ной инфраструктуре |
498384-7 О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части обеспечения возможности возврата заемщику — физическому лицу части уплаченной им страховой премии при досрочном отказе от договора страхования в связи с досрочным исполнением обязательств по договору потребительского кредита (займа) |
Правительство Российской Федерации | Проектом федерального закона предусматривается, что при досрочном отказе страхователя от договора страхования, обеспечивающего исполнение обязательств заемщика по договору потребительского кредита (займа), по которому заемщик досрочно исполнил свои обязательства, уплаченная страховщику страховая премия подлежит возврату страхователю за вычетом части страховой премии пропорционально времени, в течение которого действовало страхование. | Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по страховой деятельности |
497452-7 О внесении изменений в статьи 13 и 18 Федерального закона «О бухгалтерском учете» (о представлении бухгалтерской (финансовой) отчетности в государственные органы) |
Правительство Российской Федерации | Проектом федерального закона предусматривается:
— отмена обязанности экономических субъектов по представлению обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики и представление указанной отчетности в электронном виде в налоговый орган; — уполномоченным органом по формированию, ведению и обеспечению доступа государственных органов и заинтересованных лиц к ресурсу государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности определяется ФНС России. Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2020 года. |
Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по налоговой политике |
497382-7 О внесении изменений в статьи 23 и 102 Налогового кодекса Российской Федерации (об уточнении круга лиц, которые представляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность в налоговый орган) |
Правительство Российской Федерации | Проектом федерального закона исключается требование о представлении налогоплательщиками-организациями годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган, установленное статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации, если обязанность представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности установлена Федеральным законом «О бухгалтерском учете», и сохранение такого требования в отношении налогоплательщиков-организаций, для которых Федеральным законом «О бухгалтерском учете» обязанность представления обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности не установлена (это организации государственного сектора и Центральный банк Российской Федерации). |
Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по налоговой политике |
500482-7 О внесении изменения в статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (о предоставлении концессионерам права на принятие к вычету сумм НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет бюджетных инвестиций) |
Государственное Собрание — Курултай Республики Башкортостан; Депутат Государственной Думы И.З.Бикбаев; Член Совета Федерации В.А.Озеров | Проектом федерального закона предусматривается применение с 1 января 2023 года положений, согласно которым, суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, не подлежат вычету в случае получения налогоплательщиком субсидий или бюджетных инвестиций на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), в отношении товаров (работ, услуг), приобретенных организациями-концессионерами, реализующими проекты по строительству (реконструкции) автомобильных дорог (участков автомобильных дорог (или) искусственных дорожных сооружений) за счет бюджетных инвестиций, полученных из бюджетов субъектов Российской Федерации на основании концессионных соглашений, заключенных до 1 января 2018 г. | Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по налоговой политике |
2. В Государственную Думу РФ внесены следующие законопроекты:
Номер и наименование законопроекта | Субъект законодательной инициативы |
Примечание |
551485-7
Проектом федерального закона в целях устранения правового пробела в налоговом законодательстве, связанного с применением налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной экономической зоны резидентами территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток, в подпункте 5 статьи 165 НК РФ расширяется перечень документов, представляемых для применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость. |
Правительство Российской Федерации | Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по интегра-ции, торгово-тамо-женной политике и ВТО |
554026-7
Проектом федерального закона предусматривается внесение изменений в федеральные законы «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «О защите конкуренции», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в части установления запрета на создание унитарных предприятий либо изменения видов их деятельности, за исключением случаев, когда: создание унитарного предприятия предусмотрено федеральным законом, актом Президента РФ или актом Правительства РФ; учредителями являются федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции при выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственного управления в области обеспечения безопасности РФ, государственной и общественной безопасности, перечень которых устанавливается Правительством РФ; деятельность осуществляется в сфере естественных монополий; деятельность осуществляется в сфере государственного оборонного заказа в качестве головных исполнителей поставок продукции по государственному оборонному заказу и (или) исполнителей, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу, если создание такого предприятия предусмотрено федеральным законом, актом Президента РФ или актом Правительства РФ; осуществляется деятельность, предусмотренная федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий. |
Правительство Российской Федерации | Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по развитию конкуренции |
3. События
14 сентября 2018 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Председателю Комитета Государственной Думы ФС РФ по аграрным вопросам В.И.Кашину заключение Комиссии РСПП по торговле и потребительскому рынку на проект федерального закона № 364444-7 «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и статью 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
21 сентября 2018 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Статс-секретарю-заместителю Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей М.С.Орлову предложеня РСПП по внесению изменений в постановление Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон».
25 сентября 2018 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Председателю Комитета Государственной Думы ФС РФ по финансовому рынку А.Г.Аксакову замечания и предложения Комитета РСПП по цифровой экономике к проекту федерального закона № 387130-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи» в части уточнения оснований прекращения действия квалифицированного сертификата».