ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
(информация за период с 3 по 25 октября 2018г.)
2. Законопроекты, рассмотренные Государственной Думой РФ:
- — в третьем чтении;
- — во втором чтении;
- — в первом чтении.
- 1) В отношении страховых пенсий:
- — поэтапное повышение (ежегодно на 1 год)возраста, по достижении которого граждане Российской Федерации имеют право на страховую пенсию по старости, – до 65 и 63 лет (соответственно мужчины и женщины) (действует – 60 и 55 лет);
- — лицам, имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 45 и 40 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться ранее указанного возраста на 24 месяца, но во всех случаях не ранее достижения возраста 60 лет мужчинами и 55 лет женщинами;
- — поэтапное повышение (ежегодно на 1 год)возраста для досрочного назначения страховой пенсии по старости тем категориям творческих работников, страховая пенсия по старости которым устанавливается по достижении ими соответствующего возраста, – до 58-63 лет (действует – 50-55 лет);
- — поэтапное увеличение на 8 лет (ежегодно на 1 год) срока назначения досрочной страховой пенсии по старости для педагогов, медработников и тех категорий творческих работников, которым страховая пенсия по старости устанавливается независимо от возраста (при этом требования к специальному стажу, необходимому для назначения таких пенсий, не изменяются);
- — поэтапное повышение (ежегодно на 1 год (а для государственных и муниципальных служащих – ежегодно на полгода))возраста для досрочного назначения страховой пенсии по старости для лиц, проработавших не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющих страховой стаж не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, – до 60 и 58 лет (соответственно мужчины и женщины) (действует – 55 и 50 лет);
- 2. Государственной Думой РФ рассмотрены следующие законопроекты:
- 2.1. Законопроекты, принятые в третьем чтении
- Проектом федерального закона в подп. 5 п. 1 ст. 165 НК РФ вносятся изменения и дополнения, касающиеся документов, которые должны представлять в налоговые органы резиденты территорий опережающего социально-экономического развития и резиденты свободного порта Владивосток для подтверждения обоснованности применения «нулевой» ставки НДС при помещении ими товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.
- 2.2.Законопроекты, принятые во втором чтении
- 2.3. Законопроекты, принятые в первом чтении
- Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по агропромышленному комплексу
- Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по развитию конкуренции
- Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по транспорту и транспор-тной инфраструктуре
- Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по банкам и банковской деятельности
- Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по развитию пенсионных систем и социальному страхованию
- Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по индустрии здоровья
- Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по налоговой политике
- Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по налоговой политике
- 3. В Государственную Думу РФ внесены следующие законопроекты:
- 5. События
— в третьем чтении;
— во втором чтении;
— в первом чтении.
3. Законопроекты, внесенные в Государственную Думу РФ.
4. Правоприменительная практика
5. События.
- Президентом Российской Федерации в период с 3 по 25 октября 2018 г. подписаны следующие
федеральные законы:
Федеральный закон от 3 октября 2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» |
Федеральным законом устанавливается:
1) В отношении страховых пенсий:— поэтапное повышение (ежегодно на 1 год) возраста, по достижении которого граждане Российской Федерации имеют право на страховую пенсию по старости, – до 65 и 63 лет (соответственно мужчины и женщины) (действует – 60 и 55 лет);— лицам, имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 45 и 40 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться ранее указанного возраста на 24 месяца, но во всех случаях не ранее достижения возраста 60 лет мужчинами и 55 лет женщинами;— поэтапное повышение (ежегодно на 1 год) возраста для досрочного назначения страховой пенсии по старости тем категориям творческих работников, страховая пенсия по старости которым устанавливается по достижении ими соответствующего возраста, – до 58-63 лет (действует – 50-55 лет);— поэтапное увеличение на 8 лет (ежегодно на 1 год) срока назначения досрочной страховой пенсии по старости для педагогов, медработников и тех категорий творческих работников, которым страховая пенсия по старости устанавливается независимо от возраста (при этом требования к специальному стажу, необходимому для назначения таких пенсий, не изменяются);— поэтапное повышение (ежегодно на 1 год (а для государственных и муниципальных служащих – ежегодно на полгода)) возраста для досрочного назначения страховой пенсии по старости для лиц, проработавших не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющих страховой стаж не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, – до 60 и 58 лет (соответственно мужчины и женщины) (действует – 55 и 50 лет);2) В отношении пенсий по государственному пенсионному обеспечению: поэтапное повышение (ежегодно на 1 год) возраста, по достижении которого граждане Российской Федерации имеют право на социальную пенсию – по достижении ими 70 и 68 лет (соответственно мужчины и женщины) (действует – 65 и 60 лет), а для граждан из числа малочисленных народов Севера, постоянно проживающих в районах проживания малочисленных народов Севера, – по достижении ими 60 и 58 лет (соответственно мужчины и женщины) (действует – 55 и 50 лет). |
Федеральный закон от 3 октября 2018 № 352-ФЗ «О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации» |
Федеральным законом установлена уголовная ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу лица по мотивам достижения им предпенсионного возраста и за необоснованное увольнение с работы такого лица по тем же мотивам. За совершение указанного деяния предусматривается наказание в виде штрафа в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18-ти месяцев либо обязательных работ на срок до 360 часов.
При этом под предпенсионным возрастом понимается возрастной период продолжительностью до 5-ти лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. |
Федеральный закон от 11 октября 2018 г. № 360-ФЗ «О внесении изменения в Трудовой кодекс
Российской Федерации» |
Федеральным законом Трудовой кодекс Российской Федерации дополнен положением, в соответствии с которым работникам, имеющим 3-х и более детей в возрасте до 12 лет, предоставляется право на ежегодный оплачиваемый отпуск по их желанию в удобное для них время. |
2. Государственной Думой РФ рассмотрены следующие законопроекты:
2.1. Законопроекты, принятые в третьем чтении
Номер и наименование законопроекта | Субъект права законодательной
инициативы |
Краткое содержание |
512599-7 О внесении изменения в статью 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (об освобождении от налогообложения налогом на добавленную стоимость работ, связанных с осуществлением перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и наземным электрическим транспортом) |
Правительство Российской Федерации | Проектом федерального закона освобождаются от обложения НДС работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам на основании государственного или муниципального контракта. |
500482-7 О внесении изменения в статью 4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (о предоставлении концессионерам права на принятие к вычету сумм НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет бюджетных инвестиций) |
Депутат Государственной Думы И.З.Бикбаев; Член Совета Федерации
|
Проектом федерального закона предусматривается применение с 1 января 2023 г. положений, согласно которым суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, не подлежат вычету в случае получения налогоплательщиком субсидий или бюджетных инвестиций на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), в отношении товаров (работ, услуг), приобретенных организациями-концессионерами, реализующими проекты по строительству (реконструкции) автомобильных дорог (участков автомобильных дорог (или) искусственных дорожных сооружений) за счет бюджетных инвестиций, полученных из бюджетов субъектов Российской Федерации на основании концессионных соглашений, заключенных до 1 января 2018 г. |
262341-7 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами |
Правительство Российской Федерации | Проектом федерального закона:
— закрепляется понятие «тахограф»; — для физических лиц, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, превышает восемь, устанавливаются следующие обязанности (положение вступает в силу по истечении одного года после дня официального опубликования Федерального закона): обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими ТС тахографами; соблюдать нормы времени управления ТС и отдыха, установленные Правилами дорожного движения; соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые Минтрансом России; — предусматривается, что при осуществлении государственного надзора в области автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта плановые проверки в отношении видов деятельности, подлежащих лицензированию, не проводятся (положение вступает в силу по истечении 120 дней после дня официального опубликования Федерального закона); — закрепляется возможность проведения проверок объектов транспортной инфраструктуры, предназначенных для обслуживания пассажиров (автовокзалов, автостанций, остановочных пунктов), на основании плановых (рейдовых) заданий в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора (положение вступает в силу по истечении 120 дней после дня официального опубликования Федерального закона); — вводится лицензирование деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (при этом лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования) (положение вступает в силу по истечении 120 дней после дня официального опубликования Федерального закона; на получение лицензий отводится 4 месяца со дня вступления в силу указанного положения). |
542736-7 О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» |
Правительство Российской Федерации | Проектом федерального закона предусматривается продление до 1 января 2019 года для физических лиц переходного периода, в течение которого за деяния, связанные с неуплатой или неполной уплатой сумм налога в результате не включения в налоговую базу контролирующего лица прибыли контролируемой иностранной компании, уголовная ответственность не наступает при возмещении в полном объеме ущерба, причиненного бюджетной системе РФ. |
412455-7 О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части ужесточения ответственности за нарушения использования зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения) |
Правительство Российской Федерации | Проектом федерального закона дифференцируется административная ответственность в зависимости от пояса зоны санитарной охраны, на территории которого выявлено нарушение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности:
— использование территории третьего пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, с нарушением санитарно-эпидемиологических требований будет наказываться штрафом: для граждан – в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб., для должностных лиц – от 10 тыс. до 15 тыс. руб., для юр. лиц – от 300 тыс. до 500 тыс. руб.; — использование территории второго пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, с нарушением санитарно-эпидемиологических требований будет наказываться: для граждан – штрафом в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб., для должностных лиц – штрафом в размере от 20 тыс. до 40 тыс. руб., для ИП – штрафом в размере от 20 тыс. до 40 тыс. руб. или административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток, для юр. лиц – штрафом в размере от 500 тыс. до 600 тыс. руб. или административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток; — использование территории первого пояса зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, с нарушением санитарно-эпидемиологических требований – будет наказываться: для граждан – штрафом в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб., для должностных лиц – штрафом в размере от 50 тыс. до 80 тыс. руб., для ИП – штрафом в размере от 50 тыс. до 80 тыс. руб. или административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток, для юр. лиц – штрафом в размере от 600 тыс. до 1 млн. руб. или административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток. |
551485-7 О внесении изменений в статью 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (об уточнении перечня документов, представляемых для применения нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость) |
Правительство Российской Федерации |
Проектом федерального закона в подп. 5 п. 1 ст. 165 НК РФ вносятся изменения и дополнения, касающиеся документов, которые должны представлять в налоговые органы резиденты территорий опережающего социально-экономического развития и резиденты свободного порта Владивосток для подтверждения обоснованности применения «нулевой» ставки НДС при помещении ими товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. |
550262-7 О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части недопущения повторного налогообложения налогом на добавленную стоимость при преобразовании арендных соглашений в концессионные |
Правительство Российской Федерации | Проектом федерального закона в статьи 146, 170 и 171.1 Налогового кодекса РФ вносятся изменения в части исключения оснований для восстановления налога на добавленную стоимость при передаче на безвозмездной основе органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления результатов работ по созданию и (или) реконструкции объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности и переданных во временное владение и пользование налогоплательщику в соответствии с договорами аренды, а также объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, созданных налогоплательщиком в течение срока действия договоров аренды, в случае заключения этим налогоплательщиком в отношении данных объектов концессионных соглашений в соответствии с пунктом 1 статьи 51 Федерального закона «О концессионных соглашениях». |
2.2. Законопроекты, принятые во втором чтении
Номер и наименование законопроекта | Субъект права законодательной
инициативы |
Краткое содержание |
364444-7 «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (в части дополнения основных направлений государственной аграрной политики и установления запрета на возврат поставщику продовольственных товаров, не проданных по истечении определенного срока) |
Депутаты Государственной Думы И.А.Яровая, Э.А.Валеев и др. | Проектом федерального закона в статье 13 «Антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров»:
1) подпункт «д» пункта 4 части 1, данной статьи, устанавливающего запреты на навязывание условий контрагенту, излагается в следующей редакции: «д) условия о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, срок годности на которые установлен свыше тридцати дней, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством Российской Федерации;»; 2) часть 1 указанной статьи дополняется подпунктом 6) запрещающим: «6) заключать между собой договор, содержащий условие о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, на которые срок годности установлен до тридцати дней включительно, либо о замене таких товаров на такие же товары, либо о возмещении их стоимости, за исключением случаев, если иное допускается или предусмотрено законодательством Российской Федерации.». |
2.3. Законопроекты, принятые в первом чтении
Номер и наименование законопроекта | Субъект права законодательной инициативы | Краткое содержание | Примечание |
496293-7 О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации (в целях совершенствования определения видов разрешенного использования земельных участков) |
Правительство Российской Федерации | Проектом федерального закона Земельный кодекс РФ дополняется главой, предусматривающей регулирование на системной и комплексной основе вопросов, связанных с установлением, определением и изменением видов разрешенного использования земельных участков.
Вид или виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются соответствующими регламентами использования территории: градостроительным регламентом, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, расположенных на землях лесного фонда, положением об особо охраняемой природной территории (все перечисленные документы уже предусмотрены законодательством Российской Федерации). В земельном законодательстве устанавливаются общие положения для всех документов, определяющих вид разрешенного использования земельных участков, одновременно предусматривая установление в специальных законах особенностей подготовки указанных документов. В связи с этим в ряд федеральных законов вносятся корреспондирующие изменения в целях недопущения коллизии правовых норм. Разрешенное использование земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, являющихся сельскохозяйственными угодьями, устанавливается и изменяется в порядке, установленном законом субъекта РФ. Законопроектом определяется, что могут устанавливаться основные и вспомогательные виды разрешенного использования, а в рамках градостроительного регламента — также условно разрешенные виды разрешенного использования. Вспомогательные виды разрешенного использования не обязательны для установления, они могут быть предусмотрены при необходимости и допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними. В отношении размещения линейных объектов, транспортно-пересадочных узлов, которые исключают иное хозяйственное использование земельного участка (железные и автомобильные дороги, магистральные трубопроводы и линии электропередач), вопрос определения вида разрешенного использования земельных участков, должен определяться на основании утвержденной документации по планировке территории. |
Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по собственности и судеб-ной системе
|
495972-7 О внесении изменений в статьи 41 и 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в части установления требований к оформлению результатов экспертиз в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд) |
Правительство Российской Федерации | Проектом федерального закона устанавливаются единые требования к оформлению результатов экспертиз в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, проводимых экспертами, экспертными организациями, в виде заключения, которое подписывается экспертом либо уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации. | Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по развитию конкуренции |
502203-7 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части распоряжения безвозмездно изъятыми или конфискованными судами, которые использовались при незаконной добыче (вылове) водных биологических ресурсов |
Правительство Российской Федерации | Проектом федерального закона регламентируются вопросы, связанные с распоряжением изъятыми или конфискованными судами, используемыми в целях незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов. Суда, обращенные в собственность государства, а также имущество, образовавшееся в результате их утилизации, исключаются из сферы действия Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Из статьи 54 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», регламентирующей порядок изъятия незаконно добытых (выловленных) водных биоресурсов и орудий незаконной добычи (вылова) водных биоресурсов, исключаются нормы о судах и орудиях незаконной добычи (вылове) водных биологических ресурсов. |
Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре |
483530-7 О внесении изменений в статьи 346-43 и 346-45 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части расширения видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения) |
Депутаты Государственной Думы С.И.Неверов, В.Б.Кидяев и др. | Проектом федерального закона в перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, включаются животноводство и растениеводство, а также услуги в указанных областях и предоставляется право субъектам РФ объединять виды предпринимательской деятельности в области животноводства и растениеводства, включая услуги в этих видах деятельности, в отношении которых может применяться ПСН, в единый патент с установлением потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода. |
Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по агропромышленному комплексу |
495959-7 О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления ответственности за заведомо ложное экспертное заключение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
|
Правительство Российской Федерации | Проектом федерального закона устанавливается уголовная ответственность за дачу экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации заведомо ложного экспертного заключения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Предусматриваются следующие виды наказаний: — если деяние повлекло причинение крупного ущерба: штраф в размере до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового, либо принудительными работами на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового; — если деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека: штраф в размере от 300 до 500 тысяч руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 4-х лет или без такового, либо принудительными работами на срок до 3-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 4-х лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 3-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 4-х лет или без такового; — если деяние повлекло по неосторожности смерть: 2-х и более лиц — ограничение свободы на срок до 4-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового, либо принудительными работами на срок до 4-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового). |
Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по развитию конкуренции |
428309-7 О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации (о государственной регистрации промышленных образцов) |
Депутаты Государственной Думы Н.В.Костенко, Ю.В.Смирнов и др. | Проектом федерального закона в Гражданский кодекс РФ вносятся изменения, предусматривающие введение механизма временной правовой охраны промышленных образцов с момента публикации сведений о заявке в официальном бюллетене федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, по аналогии с существующим регулированием в отношении заявок на изобретения. | Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по собственности и судеб-ной системе |
404145-7 О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации (в части возврата провозной платы в случае болезни члена семьи или близкого родственника пассажира) |
Депутаты Государственной Думы Н.С.Кувшинова, Н.В.Панков и др. | Проектом федерального закона в Воздушный кодекс РФ изменения, обеспечивающее признание случаев болезни пассажира или члена его семьи либо близкого родственника вне зависимости от факта их совместного следования на воздушном судне вынужденным отказом от воздушной перевозки. |
Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по транспорту и транспор-тной инфраструктуре |
471754-7 О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (в части уточнения срока предоставления кредитными организациями справок, выдаваемых на основании судебного решения должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность) |
Депутаты Государственной Думы Д.Е.Шилков, В.Л.Пашин, А.В.Андрейченко | Проектом федерального закона часть пятая статьи 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» дополняется положением, согласно которому кредитные организации будут предоставлять справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по операциям, счетам и вкладам физических лиц в течение трех рабочих дней со дня получения соответствующего судебного решения. |
Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по банкам и банковской деятельности |
556366-7 О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов |
Правительство Российской Федерации | Проектом федерального закона предусматривается уплата страхователями в 2019 году и в плановом периоде 2020 и 2021 годов страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке и по тарифам, установленным Федеральным законом «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год». Сохраняется действующий льготный порядок для организаций любых организационно-правовых форм и ИП по уплате страховых взносов в размере 60% размеров страховых тарифов к суммам выплат и иных вознаграждений, начисленных застрахованным лицам, являющихся инвалидами I, II или III группы. |
Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по развитию пенсионных систем и социальному страхованию |
556369-7 О внесении изменения в статью 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в части формирования нормированного страхового запаса территориальных фондов обязательного медицинского страхования |
Правительство Российской Федерации | Проектом федерального закона устанавливается, что нормированный страховой запас территориального фонда ОМС на период 2019 — 2024 годов включает в себя, в т.ч. средства для финансового обеспечения мероприятий по ликвидации кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. Порядок формирования и предоставления указанных средств из бюджета территориального фонда ОМС и использования их медицинскими организациями будет утверждаться приказом Минздрава России. |
Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комиссию РСПП по индустрии здоровья |
551845-7 О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан) |
Депутаты Государственной Думы А.М.Макаров, Н.С.Максимова и др. | Проектом федерального закона предусматривается проведение в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан) эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». Законопроект направлен на реализацию положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и предусматривает создание благоприятных условий осуществления деятельности самозанятыми гражданами посредством установления нового режима налогообложения, предусматривающего передачу информации о продажах в налоговые органы Российской Федерации в автоматическом режиме. |
Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по налоговой политике |
551847-7 О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в связи с проведением эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход») |
Депутаты Государственной Думы А.М.Макаров, Н.С.Максимова и др. | Проектом федерального закона предусматривается внесение в Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» изменений, направленных на создание условий для проведения в отдельных субъектах Российской Федерации эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в соответствии с положениями проекта федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)». |
Для подготовки позиции РСПП законопроект направлен в Комитет РСПП по налоговой политике |
3. В Государственную Думу РФ внесены следующие законопроекты:
Номер и наименование законопроекта | Субъект законодательной инициативы |
Примечание |
564258-7
Проектом федерального закона предусматривается установление процедуры продажи государственного и муниципального имущества исключительно в электронной форме. Исключается возможность проведения торгов с закрытой формой подачи претендентом предложений о цене продаваемого имущества (в запечатанных конвертах).
|
Правительство Российской Федерации | Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по собствен-ности и судебной системе
|
568200-7
Проектом федерального закона предусматривается возможность для лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее — плата), за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, исполнить право внесения авансового платежа, рассчитав его размер одним из трех способов: в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей к уплате (с учетом корректировки ее размера) за предыдущий год; в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, при исчислении которой платежная база определена исходя из объема и (или) массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, лимитов на размещение отходов производства и потребления; в размере, равном части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, при исчислении которой платежная база определена на основе данных производственного экологического контроля об объеме или массе выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объеме или массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале текущего отчетного периода. Выбор способа определения размера квартального авансового платежа за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, осуществляется самостоятельно для каждого вида негативного воздействия на окружающую среду, за которое взимается плата. |
Правительство Российской Федерации | Для подготовки позиции РСПП законопроект нап-равлен в Комитет РСПП по экологии и природопользованию |
- Правоприменительная практика
16 октября 2018 года Конституционный Суд Российской Федерации признал не противоречащими Конституции РФ положение части первой статьи 281 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку содержащееся в ней положение — по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования — не предполагает возможность увольнения по основаниям, предусмотренным данным Кодексом для руководителя организации, работника, занимающего должность руководителя структурного подразделения акционерного общества — кредитной организации и осуществляющего, наряду с выполнением возложенных на него трудовым договором обязанностей по данной должности, функции члена коллегиального исполнительного органа этой организации на основании решения ее компетентного органа о его избрании (назначении) без заключения соответствующего трудового договора. |
17 октября 2018 года Президиумом Верховного Суда Российской Федерации утвержден Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг. |
5. События
15 октября 2018 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Заместителю Министра промышленности и торговли РФ В.С.Осьмакову замечания и предложения РСПП к проекту федерального закона «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (в части регулирования специальных инвестиционных контрактов).
16 октября 2018 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил:
Министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ В.В.Якушеву заключение РСПП на проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Заместителю Министра экономического развития РФ М.А.Расстригину заключение РСПП об оценке положительных и отрицательных финансово-экономических и социальных последствий возможного введения государственного регулирования объема выбросов парниковых газов для предприятий различных отраслей экономики, а также оценке рисков отсутствия государственного регулирования в указанной сфере.
17 октября 2018 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Председателю Комитета Государственной Думы ФС РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Н.П.Николаеву замечания и предложения РСПП к проекту федерального закона № 239932-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц».
18 октября 2018 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Председателю Комитета Государственной Думы ФС РФ по бюджету и налогам А.М.Макарову заключение Комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре на проект федерального закона № 511610-7 «О внесении изменений в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации» (об изменении порядка налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг, оказываемых в международных аэропортах при международных воздушных перевозках).
19 октября 2018 года Президент РСПП А.Н.Шохин направил Председателю Комитета Государственной Думы ФС РФ по финансовому рынку А.Г.Аксакову замечания и предложения Комиссии РСПП по страховой деятельности к проекту федерального закона № 498384-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части обеспечения возможности возврата заемщику – физическому лицу части уплаченной им страховой премии при досрочном отказе от договора страхования в связи с досрочным исполнением обязательств по договору потребительского кредита (займа)».