Создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса

Разное

ИНФОРМАЦИЯ

о наиболее актуальных вопросах развития сектора малого и среднего предпринимательства Алтайского края

Налоги и платежи.

Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Россий­ской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Прави­тельства Российской Федерации от 02.06.2016 № 1083-р, предполагается внед­рение возможности для индивидуальных предпринимателей, применяющих па­тентную систему налогообложения, уплаты налога и страховых взносов по принципу «одного окна». Также предполагается смягчение фискальной нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства в связи с необ­ходимостью уплаты страховых платежей в государственные внебюджетные фонды. Пунктом 32 Плана мероприятий («Дорожной карты») по реализации Стратегии предусмотрена разработка дополнительных механизмов обеспече­ния стабильных условий («неухудшения условий») реализации инвестицион­ных проектов малыми и средними предприятиями.

В 2015 году в Алтайском крае в значительной степени изменен региональ­ный закон о патентной системе налогообложения, в котором существенно рас­ширен перечень видов экономической деятельности, в отношении которых мо­жет применяться данный режим налогообложения (до 96 позиций), и применен механизм дифференцированного подхода к определению стоимости патента в зависимости от вида хозяйственной деятельности, места его осуществления и количества наемных работников. Также значительно снижен размер потенци­ально возможного годового дохода по ряду экономически важных и социально значимых видов хозяйственной деятельности.

В 2016 году Алтайским краевым Законодательным Собранием принят за­кон Алтайского края «Об установлении налоговой ставки 0 процентов для нало­гоплательщиков — индивидуальных предпринимателей при применении упро­щенной системы налогообложения на территории Алтайского края». Согласно указанному закону нулевая ставка налогообложения действует для впервые за­регистрированных предпринимателей, осуществляющих деятельность в произ­водственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере оказания бы­товых услуг населению.

Кроме того, в ходе заседания Общественного совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Губернаторе Алтайского края (далее -«Общественный совет»), состоявшегося 12.07.2016, главам администраций му­ниципальных районов и городских округов рекомендовано:

проанализировать и скорректировать систему показателей, используемых для расчета коэффициента К2 при определении суммы единого налога на вме­ненный доход для отдельных видов деятельности, в целях стимулирования раз­вития бизнеса по приоритетным для территории видам деятельности;

информировать население и бизнес-сообщество, в том числе на уровне сельских советов, о налоговых механизмах стимулирования предприниматель­ских инициатив, в том числе при использовании патентной системы налогооб­ложения и «налоговых каникул».

 

Контрольнонадзорная деятельность.

С 2015 года в Российской Федерации ведется работа по комплексному ре­формированию системы контрольно-надзорной деятельности. Установлен ре­жим «надзорных каникул», что за год позволило снизить объем плановых про­верок малого бизнеса примерно на 20% от общего количества. В апреле 2016 года утверждена «дорожная карта» по совершенствованию контрольно-надзор­ной деятельности на 2016-2017 годы, подготовленная Минэкономразвития Рос­сии. Ключевой идеей документа стал переход органов контроля на риск-ориен­тированный подход, согласно которому органы надзора будут определять форму, продолжительность и периодичность проверок компании исходя из ее категории риска либо класса опасности, что позволит органам контроля кон­центрировать больше своих ресурсов на проверку хозяйствующих субъектов, имеющих повышенные риски, и при этом уделять меньше внимания субъектам бизнеса с низкими рисками нарушения обязательных требований, с низкой опасностью негативных последствий, если такие обязательные требования бу­дут нарушены (требования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осу­ществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — «Федеральный закон») о применении риск-ориентированного подхода при организации государственного надзора вступают в силу с 01.01.2018).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 № 415 информация о всех проверках, результатах и принятых ме­рах вносится в единый реестр проверок, размещенный на специализированном сайте в сети Интернет (www.proverki.gov.ru) в форме открытых данных.

В федеральном законодательстве закреплено право юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки привлекать Уполномоченного по защите прав предпринимателей.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в Ко­декс об административных правонарушениях Российской Федерации введена статья 4.1.1, в соответствии с которой за впервые совершенное административ­ное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного кон­троля (надзора), муниципального контроля, предусмотрена замена администра­тивного наказания в виде административного штрафа предупреждением.

С июля 2017 года будет исключено применение в ходе контрольных ме­роприятий актов исполнительных органов СССР и РСФСР. Также среди нова­ций — введение практики «проверочных листов», механизма предварительной проверки обращений, являющихся основанием для проведения внеплановых проверок. Особое внимание уделяется профилактике нарушений — разъяснению требований контролеров.

Следует отметить, что деятельность 23 органов контроля (налоговые ор­ганы, Росреестр, ФАС и др.) не попадает под действие Федерального закона, вследствие чего проводимые ими внеплановые проверки не согласовываются с органами прокуратуры (под надзор прокуратуры попадает лишь 3% внеплано­вых проверок). Президентом страны В.В. Путиным в июле 2016 года дано по-

ручение о подготовке предложений по расширению действия Федерального за­кона в части дополнительных возможностей органов прокуратуры по ограниче­нию внеплановых проверок.

На территории края органами контроля и надзора также продолжается планомерная работа по совершенствованию контрольно-надзорной деятельно­сти, приоритетом которой является внедрение новых форм и методов, направ­ленных на снижение административной нагрузки на бизнес. Указанная пробле­матика будет рассмотрена в ходе Открытого форуме под председательством прокурора Алтайского края Хорошева Я.Е. в октябре текущего года, а также на заседании межведомственной комиссии Администрации края по устранению административных барьеров в развитии предпринимательства под руковод­ством первого заместителя Губернатора Алтайского края Локтева С.А.

Разрешительная деятельность.

Постановлением Администрации Алтайского края от 30.01.2014 № 34 утверждена «дорожная карта» «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства в Алтайском крае». В указанной «дорожной карте» преду­смотрены мероприятия:

— сокращение количества временных и финансовых затрат на прохождение процедур, связанных с реализацией инвестиционно-строительных проектов;

— разработка документов территориального планирования, градостроитель­ного зонирования и документации по планировке территории;

— формирование реестра свободных земельных участков, обеспечение до­ступности информации о свободных земельных участках.

В рамках реализации мероприятий «дорожной карты» в 2015 году вне­сены изменения в закон Алтайского края от 29.12.2009 №120-ЗС «О градостро­ительной деятельности на территории Алтайского края» в части дополнения пе­речня случаев, не требующих получения разрешения на строительство, и вклю­чает объекты газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также сооруже­ния связи, на которые не требуется получение разрешения на строительство.

Также постановлением Администрации Алтайского края от 02.07.2015 № 266 утвержден Порядок размещения объектов на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предо­ставления земельных участков и установления сервитутов.

По итогам реализации «дорожной карты» в 2015 году количество проце­дур, необходимых для получения разрешения на строительство эталонного объ­екта капитального строительства непроизводственного назначения и жилищ­ного строительства, составило 15. Срок исполнения процедур для получения разрешений на строительство эталонного объекта жилищного строительства в 2015 году составил 130 дней.

Решением штаба по обеспечению безопасности электроснабжения в Ал­тайском крае от 19.11.2014 (с изменениями от 12.11.2015) утвержден план ме­роприятий («дорожная карта») «Повышение доступности энергетической ин­фраструктуры в Алтайском крае», в результате реализации которого:

внесено дополнение в закон Алтайского края от 29.12.2009 №120-ЗС «О градостроительной деятельности на территории Алтайского края» об установ­лении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строитель­ство, в части электроустановок до 20 кВт;

созданы открытые информационные ресурсы о наличии у потребителей электрической энергии свободных мощностей, доступных для перераспределе­ния (сайты сетевых компаний);

введено оп-1те обслуживание потребителей, прием заявок от потребите­лей на технологическое присоединение объектов через информационно-теле­коммуникационную сеть «Интернет».

По итогам реализации настоящего плана мероприятий в 2015 году пре­дельный срок подключения потребителей (до 150 кВт) с даты заявки на техно­логическое присоединение до даты подписания акта о технологическом присо­единении сокращен до 135 дней, до 4 этапов (процедур).

В настоящее время Главным управлением строительства, транспорта, жи­лищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края прорабатыва­ется вопрос о разработке региональной «дорожной карты» «Оптимизация про­цедур подключения к сетям газоснабжения». Для этих целей сформирована ра­бочая группа, в состав которой вошли представители АО «Газпром газораспре­деление Барнаул», АКГУП «Алтайские инженерные системы», ООО «Сиб-газэксплуатация», ФГБУ «ФКП Росреестра», ООО «Газпром межрегионгаз», Государственной инспекции Алтайского края, Алтайского краевого Законода­тельного Собрания, администрации г. Барнаула, Сибирского управления Росте-хнадзора.

Государственная поддержка малого и среднего предприниматель­ства.

Государственная политика содействия развитию малого и среднего пред­принимательства строится на приоритетах адресной, прежде всего, финансово-кредитной поддержки субъектов предпринимательства. В первую очередь они обращены к эффективно-развивающимся предприятиям, социально-значимому и начинающему бизнесу, стратегия развития которых предусматривает повы­шение конкурентоспособности, качественных характеристик своей деятельно­сти и роли в социально-экономическом развитии конкретных территорий края.

На сегодняшний день в регионе действует более 30 различных форм только финансово-кредитной поддержки, кроме того, предприятия края успешно пользуются механизмами, предлагаемыми федеральными институ­тами: АО «Корпорация МСП», АО «МСП-Банк», Фонд развития промышлен­ности и др. Наиболее полную и актуальную информацию можно получить на главной странице официального сайта управления Алтайского края по разви­тию предпринимательства и рыночной инфраструктуры (http://altsmb.ru/ ) в раз­деле «Актуально» — «Гос. поддержка».

Государственные закупки.

Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муни­ципальных нужд» предусмотрен ряд положений, направленных на обеспечение участия малого бизнеса в государственных и муниципальных закупках. В част­ности, государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять за­купки у субъектов малого предпринимательства в объеме не менее чем 15% со­вокупного годового объема закупок. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн. рублей.

Необходимо отметить, что в Алтайском крае в целях расширения участия малых компаний в закупках товаров (работ, услуг) такой объем увеличен до 30% совокупного годового объема.

В целях максимального информирования субъектов малого и среднего предпринимательства о правилах участия в закупках для государственных и му­ниципальных нужд, ограничениях такого участия, предъявляемых требованиях к участникам, а также особенностях соблюдения действующего законодатель­ства о контрактной системе управлением Алтайского края по развитию пред­принимательства и рыночной инфраструктуре совместно с Главным управле­нием экономики и инвестиций Алтайского края разработан и реализуется ком­плекс мероприятий по обучению в 2015-2016 годах представителей малого и среднего бизнеса региона законодательству о контрактной системе, включаю­щий:

обучение в рамках реализации ведомственной целевой программы «Гу­бернаторская программа подготовки профессиональных кадров для сферы ма­лого и среднего предпринимательства Алтайского края в 2013-2016 годах» и Президентской программы подготовки управленческих кадров «Государствен­ный план подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяй­ства Российской Федерации» (в учебный процесс включены лекционные и практические занятия, посвященные контрактной системе в сфере закупок);

ежемесячные обучающие семинары (в том числе выездные) на базе КГБУ «Алтайский бизнес-инкубатор», МБУ «Бийский бизнес-инкубатор», Ал­тайской торгово-промышленной палаты и дистанционное обучение предприни­мателей муниципальных районов и городских округов края посредством про­граммного технологического комплекса.

В целях дальнейшего расширения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к государственным и муниципальным закупкам, а также к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным уча­стием, Главным управлением экономики и инвестиций Алтайского края разра­ботана соответствующая «дорожная карта». Основными мероприятиями явля­ются:

внедрение практики проведения экспертизы технических заданий заку­пок заказчиков до их осуществления;

создание информационной системы «Портал поставщиков Алтайского края»;

разработка и совершенствование типовой закупочной документации, тех­нических заданий на отдельные виды продукции, типовых условий контрактов

формирование и реализация программ «доращивания» поставщиков для выполнения заказов со стороны отдельных заказчиков;

совершенствование практики формирования совместных закупок.

Взаимодействие бизнеса и власти.

Основные площадки, в рамках которых предпринимательское сообще­ство может обсудить совместно с органами государственной власти и местного самоуправления наиболее актуальные вопросы своей деятельности:

Общественный совет по развитию малого и среднего предприниматель­ства при Губернаторе Алтайского края (тел.: (3852) 380568, e-mail: mvk501@yandex.ru

 

Межведомственная комиссия Администрации Алтайского края по устра­нению административных барьеров в развитии предпринимательства (тел.: (3852) 380568,: mvk501@yandex.ru

 

Конгресс предпринимательских объединений Алтайского края (тел.: (3852) 380568, , e-mail: mvk501@yandex.ru

 

Общественный совет при управлении Алтайского края по развитию пред­принимательства и рыночной инфраструктуры (тел.: (3852) 380567, e-mail dep@altsmb.ru

Общественный совет при Управлении ФНС по Алтайскому краю (тел.: (3852) 669678);

Общественно-консультативный совет при УФАС по Алтайскому краю (тел.: (3852) 2445 10);

Совещательный орган по вопросам, затрагивающим интересы малого и среднего предпринимательства, при Управлении Роспотребнадзора по Алтай­скому краю (тел. (3852) 243239);

 

Общественный совет по защите малого и среднего бизнеса и межведом­ственная рабочая группа по защите прав предпринимателей при прокуратуре Алтайского края (тел.: (3852) 200611);

 

Экспертно-консультативный совет при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Алтайском крае (тел.: (3852) 369172, e-mail upred-sk@mail.ru

 

Общественная приемная Уполномоченного по защите прав предпринима­телей в Алтайском крае (тел.: (3852) 369172, e-mail upred-sk@mail.ru );

общественные советы по развитию малого и среднего предприниматель­ства при главах администраций муниципальных администраций

http://altsmb.ru/index.php/working/razvitie

 

 

За дополнительной информацией можно обращаться в управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, тел. (3852) 66-89-27,

email  slyusar@altsmb.ru  (Слюсаръ Константин Сергеевич)

Союз промышленников Алтайского края